Асакадзу «Марк» Кониси, известный своими исследованиями в области нейробиологии охоты на сов и пения птиц, умер 23 июля. Ему было 87 лет. Кониси, проводивший свою работу в двух разных лабораториях в Калифорнийском технологическом институте, обнаружил, что слух сипух очень важен для них. чтобы сосредоточиться на добыче, и молодые певчие птицы-самцы разучивают свои мелодии у «наставника», обычно у своего отца, а затем используют эти мелодии для создания своих собственных песен.

«Марк выбрал свое научное направление, основываясь на своем любопытстве» , — рассказывает The Scientist нейробиолог из Рокфеллерского университета Фернандо Ноттебом, давний друг Кониши. «Он не был имитатором».

Кониси родился в Киото, Япония, 17 февраля 1933 года. Несмотря на то, что у его отца было всего несколько лет обучения, а у матери — нет, родители Кониси, ткачи шелка, позаботились о том, чтобы у их сына было больше возможностей, чем у них. Отец Кониси читал ему до того, как он научился читать в школе, и сосед помогал ему с простой математикой.

Примерно в то время, когда Кониси исполнилось восемь лет, Япония оказалась втянутой в тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны, и хотя Киото избежали бомбардировок вооруженными силами США, еды было мало. Кониси выращивал съедобные растения на своем заднем дворе, и его домашние кролики, которых он откармливал на сорняках, в конечном итоге «стали важным источником белков», — написал он в своей автобиографии 2008 года. После окончания войны его отношения с животными изменились, так как «насекомые, рыбы, птицы, кролики и собаки» стали его лучшими товарищами по играм. Он писал, что Кониси был в восторге, когда учитель показал ему двух пауков, сражающихся после того, как паукообразные встретились на палке. «Я был так счастлив видеть, что даже наш учитель (Бог для нас) играл, как я».

Поскольку родители Кониши не имели большого образования, для него не существовало образца для подражания, чтобы продолжить ходить в школу после первых нескольких лет обучения. Родственники даже предлагали ему отказаться от дополнительного образования. Ни Кониси, ни его родители не последовали этому совету. Он последовал за своим другом в частную среднюю школу, а затем с помощью семейного знакомого перевелся в недавно открывшуюся государственную среднюю школу. Там, услышав рассказы своего учителя биологии об университете Хоккайдо в Саппоро, Кониси решил, что хочет поступить в колледж, и поэтому он впервые поехал в Токио, чтобы сдать вступительные экзамены, необходимые для поступления. Он прошел и был принят.

В университете Хоккайдо Кониси заинтересовался нейрофизиологией и узнал об исследованиях Николааса Тинбергена о поведении животных. Эта область исследований была названа этологией, и Кониси увлекся ею. В этологии «получают деньги и хвалят за то, что обманывают животных манекенами», — писал Кониси в своей автобиографии. «Я уже делал это в детстве». Такое увлечение поведением животных привело Кониси к разработке эксперимента на больших камышевках, в частности, для изучения реакции отдельного территориального самца на воспроизведение его собственной песни. Он также изучал использование кукушками паразитизма расплода, потому что они откладывали яйца в гнездах певчих птиц.

Мозги сов и певчих птиц

Кониси получил степень бакалавра и магистра на Хоккайдо, затем получил стипендию Фулбрайта, чтобы пересечь Тихий океан и приехать в США. Во время морского путешествия Кониси решил сменить имя на Марк, так как многие буквы были похожи на его японское имя. Он начал свою докторскую диссертацию в Калифорнийском университете в Беркли в 1958 году, в конечном итоге присоединившись к лаборатории этолога Питера Марлера. Там Кониси расширил свои эксперименты с певчими птицами, оглушив их, чтобы увидеть, как неспособность слышать повлияет на их песни. Его работа показала, что слушание песни наставника, обычно отца птицы, было важно для молодежи. В лаборатории Марлера Кониши также встретил Ноттебома, который поступил в лабораторию еще в качестве студента. 

«Мы с Марком стали верными друзьями, и эта дружба длилась остаток нашей жизни», — говорит Ноттебом. «Вместе с Марком и Питером Марлером я был третьим мушкетером в этой небольшой группе, заинтересованной в том, чтобы выяснить, как происходит обучение вокалу. Это дало нам критическую массу, чтобы поговорить об обучении вокалу и представить эксперименты по его изучению».

После получения докторской степени в лаборатории Марлера в 1963 году Кониши переехал в Германию, где проработал год в Тюбингенском университете. Он был вторым постдоком в Институте Макса Планка, провел год в Университете Висконсина, а затем перешел в Принстонский университет в 1966 году, когда начал изучать поведение сов, продолжая свою работу над певчими птицами. Кониси был принят на работу в Калифорнийский технологический институт в 1975 году.

В Калифорнийском технологическом институте Кониси начал исследовать тонкости охоты на сов. «Марк и его протеже продемонстрировали, что мозг сипух обладает трехмерной картой пространства, построенной на основе слуховой информации, что показывает, что совы могут« видеть »мир своими ушами», — говорит биоинженер и нейробиолог Калифорнийского технологического института Майкл Дикинсон в университете. «Это исследование помогло установить, как весь мозг, в том числе и наш, использует сенсорную информацию для построения сложных карт окружающей среды».

Исследование Кониси также показало, как молодые певчие птицы-самцы разучивают песни своих наставников, а затем практикуют их, настраивая мелодии для привлечения самок. «Это исследование помогло установить певчих птиц в качестве важных моделей для понимания моторного обучения и овладения языком», — говорит Дикинсон.

Наряду с исследованиями Кониси проявлял большой интерес к наставничеству студентов и советам коллег. «Лаборатория Марка характеризовалась акцентом на полную свободу, и это породило независимость и творческий подход», — говорит в мемориале когнитивный нейробиолог из Калифорнийского технологического института Ральф Адольфс, аспирант Кониши. «Когда я начинал в аспирантуре, я был в ужасе, потому что ничего не знал. Когда я вернулся в Калифорнийский технологический институт в 2004 году, я почувствовал, что знаю, как управлять вещами, и это произошло из-за моего опыта, когда Марк уделял первостепенное внимание идеям и поиску больших открытых вопросов».